понедельник, 16 ноября 2015 г.

Приглашаю коллег и учащихся посетить мой блог. Блог только начинает свою работу, не судите строго.

Портрет учителя






 

Эссе «Я – учитель 21 века»

Я – учитель XXI века. Я очень люблю свою работу. Ещё в детстве я сделала свой выбор, что буду только учителем и считаю свое решение правильным. Профессия педагога - особенная. Эта работа такого рода, что о ней не забудешь, выйдя за порог школы. Школьные проблемы, бесконечные стопки тетрадей, подготовка к урокам не дают покоя и дома. Именно профессионально грамотная работа учителя – путь к реализации идей современного образования, к созданию условий для развития личности обучающегося. А вообще, учитель – не профессия, это, скорее, призвание. Многие поступают в педагогические колледжи и университеты, но совсем немногие, получивший педагогическое образование, идут в школу, а если и приходят в школу - это не значит, что он способен стать настоящим учителем.
Во все времена учитель являлся примером, образцом поведения не только для своих воспитанников, но и для других людей, окружающих его. Все мы помним своих учителей. Хотя эта профессия никогда не была престижной, что же особенного есть в этой профессии, что все-таки есть «смельчаки», которые посвящают себя на долгие годы этой невысокооплачиваемой работе.
Я, как учитель, приходя в школу уже на первый урок, поставила перед собой цель – научить детей всему тому, что я знаю и чего могу их научить и даже чуть больше.  Стремлюсь раскрыть в ребёнке талант, привести его к успеху, воспитать достойного члена современного общества.
Меняется время, меняются люди, но учитель всегда остается проводником во взрослую жизнь. Настоящий учитель формирует личность ребенка, а не просто передает знания. Поэтому, я стараюсь учить не только предмету, а учить жизни, раскрывать творческие способности учащегося возможно через необычные формы урока, внеклассную и внеурочную деятельность, большую роль отвожу инициативе обучающихся.
XXI век – век современных технологий, если есть выход в интернет, можно учиться, не отходя от компьютера, но всё это не заменит реального учителя, кот орый всё объяснит, покажет несколько способов решения той или иной задачи, уравнения и т.д.
Учитель 21 века должен быть не только любящим и уважающим своих учеников, не только любимым и уважаемым, грамотным, коммуникабельным; он должен быть, в первую очередь, любящим и понимающим жизнь. И важно, он должен быть патриотом своей страны, ее природой. Он должен и обязан воспитать своих учеников частичкой природы, обучив их искусству любить не только людей, но и все живое, всю природу.
Педагог должен постоянно повышать уровень своего образования, оттачивать свое мастерство. Максим Горький писал: «Всегда - учиться, все - знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь». Это, значит, учитель должен всегда заниматься самообразованием, посещать курсы, знакомиться с новой литературой – электронной литературой, создавать авторские разработки - все это ведет к повышению квалификации педагога. И сам замечаешь, как интересно общаться с тобой ученикам, если ты несешь в себе что-то новое. Таким образом, происходит воспитание через личный пример, милосердие, щедрость души, чуткость, доброту, искреннюю заинтересованность в успешной судьбе ребенка, признавать равенство учителя и ребенка в правах.
Условиями успеха считаю дифференцированный подход к обучению и воспитанию, учет личностных сфер и опору на сильные стороны ученика. Очень важно уделить внимание на уроке каждому ученику – и «сильному» и «слабому». По возможности создаю ситуацию успеха у каждого воспитанника, так вижу в этом стимул к дальнейшей деятельности и путь к самосовершенствованию, формированию концепции «Я – личность», путь к успеху ученика.
В моем педагогическом арсенале системно-деятельностный подход, технологии критического мышления и групповой деятельности, информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии, дифференцированный подход, методы проблемного обучения, поисковой и исследовательской деятельности. Моя стратегическая цель – помочь ученику найти себя в жизни. Моя цель как учителя математики – раскрыть привлекательные стороны предмета, показать его красоту и стройность, научить решать жизненно важные задачи, добиться качественного результата освоения учащимися учебного материала. Урок математики для меня – это не просто обучение вычислению, это способ мышления и способ общения: логичный, лаконичный, доказательный. Мои педагогические аксиомы просты: «Если я хочу, чтобы ребенок любил мой предмет, я сама должна любить то, что преподаю, и тех, кому преподаю. Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в содружестве. Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его увлечь».
Я знаю и люблю свой предмет, мне интересно готовится к своим урокам, находить новые методы и внедрять новые технологии. С годами, с опытом все это совершенствуется. Нужно обладать базовыми педагогическими компетентностями, быть готовым к разрешению педагогических ситуаций, к системному обновлению системы образования (обновлению содержания образования, технологий, системам оценивания, управления и финансирования). Кроме того, нужно быть интересной и увлекающейся личностью и идти в ногу со временем. Я стараюсь соответствовать всем эти требованиям, профессионально развиваюсь: осваиваю новое, использую опыт коллег, делюсь своим опытом, ведь профессионалами не рождаются – ими становятся.

 

Описание собственного педагогического опыта

1. Название проблемы, над которой Вы работаете не менее трёх лет и имеете устойчивые положительные результаты: «Использование игровых технологий при изучении математики в школе»
2. Условия возникновения проблемы, становления опыта.
Сельская школа:  с разным уровнем  обучаемости  и интересом к предмету.
Целью воспитательного процесса педагогический коллектив школы ставит создание  необходимых условий для саморазвития, самореализации личности каждого ученика.  Мой опыт работы в школе доказывает, что глубокие, прочные  и, главное,  осознанные знания могут получить все школьники, если  у них развит  стойкий познавательный интерес, создаются благоприятные и эффективные условия для развития познавательной активности детей, повышения их интеллектуального и творческого потенциала.
Работать над этой темой также подтолкнули  противоречия:
·  между сложившимися малоэффективными формами и методами проведения стандартных уроков  и необходимостью использования форм и методов работы, способствующими повышению активной мыслительной деятельности учащихся на уроках;
·   между полученными теоретическими знаниями и неумением применять их на практике;
· между сложностью материала и недостаточным  количеством часов, отведённых для его закрепления;
·     между различным темпом усвоения учащимися трудных тем программы;
· между стремлением личности к самоутверждению и обязательными требованиями учебных программ.
3. Актуальность и перспективность опыта его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса.
На современных школьников обрушивается огромный поток информации. Не умея быстро сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок не может ориентироваться в безбрежном информационном море.
Использование разнообразных форм и методов ведения урока, применение на уроках элементов передовых педагогических технологий, индивидуальная,  урочная и внеурочная работа с учащимися позволяет учителю добиваться прочных знаний по математике.
В своей работе я стараюсь разумно сочетать и использовать сильные стороны традиционных и активных форм обучения. Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся». Одной из форм являются игровые технологии.
Игровые технологии, я считаю, являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным не только работу учащихся     
4. Теоретическая база опыта.
Я считаю, что использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудности в обучении. Я использую их на разных этапах урока. Так в начале урока включаю игровой момент «Отгадай тему урока», при устном счете:
- математический лабиринт,
- магические квадраты,
- элементы судоку,
- кроссворды,
- ребусы,
- головоломки и др.
При закреплении изученного материала – «Найди ошибку», кодированные упражнения. Так же мною разработаны викторины, часы занимательной математики, факультативы. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Математическая игра
Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.
Математическая игра как форма работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. Так же следует заметить, что многие формы работы по математике могут содержать в себе элементы игры, и наоборот, некоторые формы работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках.
Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.
 Цели применения математических игр:
  • Развитие мышления;
  • Углубление теоретических знаний;
  • Самоопределение в мире увлечений и профессий;
  • Организация свободного времени;
  • Общение со сверстниками;
  • Воспитание сотрудничества и коллективизма;
  • Приобретение новых знаний, умений и навыков;
  • Формирование адекватной самооценки;
  • Развитие волевых качеств;
  • Контроль знаний;
  • Мотивация учебной деятельности и др.
Математические игры призваны решать следующие задачи:
Образовательные:
  • Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала;
  • Способствовать расширению кругозора учащихся и др.
Развивающие:
  • Развивать у учащихся творческое мышление;
  • Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;
  • Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.
Воспитательные:
  • Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;
  • Воспитать нравственные взгляды и убеждения;
  • Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.
Математические игры выполняют различные функции:
1.     Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.
2.     Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.
3.     В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.
4.     Результаты игр показывают школьникам их уровень подготовленности, тренированности. Математические игры помогают в самосовершенствовании учащихся и, тем самым побуждают их познавательную активность, повышается интерес к предмету.
5.     Во время участия в математических играх учащиеся не только получают новую информацию, но и приобретают опыт сбора нужной информации и правильного ее применения.
Игры и игровые формы включаются работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам. Так на базе нашей школы проводятся следующие игры по математики:
· Внеклассное занятие по математике "Путешествие в стану Умножалию";
·       Игра «Самый умный пятиклассник»;
·       Ежегодный физико-математический турнир;
·       Вечер "Литературная математика";
·       Вечер: "В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии";
·       "Дорогами войны";
·       Викторина по истории геометрии "Что? Где? Когда?";
·       Игра "Кто хочет стать отличником?";
·       Вечер "Удивительный мир чисел" и др.
Математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Ее настоятельно рекомендуется использовать на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.
В современной школе математическая игра используется в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы или даже раздела учебного предмета; как элемент более обширной технологии; в качестве урока или его части; как технология внеклассной работы.
Требования к игровым формам занятий:
К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть – надо знать. Это требование придает игре познавательный характер.
Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.
Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.
При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания для слабых учащихся и, наоборот, более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Таким образом, можно привлечь больше учащихся к посещению внеклассных занятий по математике и тем самым способствовать развитию у них познавательного интереса.
Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность работы по математике, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.
Таким образом, математическая игра как одна из форм работы по математике имеет свои цели, задачи и функции. Соблюдение же всех требований предъявляемых к математическим играм позволит добиться хороших результатов по привлечению большего числа учащихся в работу, возникновению у них познавательного интереса. Не только сильные учащиеся будут больше проявлять заинтересованность к предмету, но и слабые учащиеся начнут проявлять свою активность в учении.
Виды математических игр.
1.По назначению различают обучающие, контролирующие и воспитывающие игры. Также можно выделить развивающие и занимательные.
2.По массовости различают коллективные и индивидуальные игры.
Игры подростков чаще всего принимают коллективный характер. Школьникам свойственно чувство коллективизма, у них есть желание участвовать в жизни коллектива в качестве его полноправного члена. Дети стремятся к общению со своими сверстниками, стремятся участвовать с ними в совместной деятельности. Поэтому использование коллективных математических игр во внеклассной работе по математике так необходимо. Они привлекают не только сильных учеников, но и слабых, желающих поучаствовать в игре вместе со своими друзьями. Такие ученики, не проявляющие интереса к математике, в коллективной игре могут добиться успеху, у них появляется чувство удовлетворенности, интерес.
С другой же стороны, сильные ученики предпочитают индивидуальные игры, так как они более самостоятельны. Они стремятся к самоанализу, самооценке, и поэтому у них возникает потребность проявить свои индивидуальные возможности, качества. Такие игры связаны обычно с умственным трудом, то есть являются интеллектуальными, в них учащиеся могут проявить свои умственные способности.
Оба вида игр имеет свои особенности и возможности, поэтому о предпочтении какой-нибудь из них говорить нельзя.
3.По реакции выделяют подвижные и тихие игры.
4.По темпу выделяют скоростные и качественные игры.
Некоторые математические игры должны принимать форму состязаний, соревнований между командами или на личное первенство, это обусловлено характерной чертой подростков, стремления к различным видам состязаний.
Следует различать два вида состязаний. Во-первых, это игры, в которых победа достигается за счет скорости действий, но это без ущерба качеству решения задач. Например, задания на скорость выполнения вычислений, преобразований, доказательств теорем и т. д. Такие игры называются скоростными. Во-вторых, так же можно выделить игры, победа в которых достигается не за счет скорости выполнения заданий, а за счет качества его выполнения, правильности решения, безошибочности. Такие игры условно называют качественными.
5.Наконец, различают игры одиночные и универсальные.
К одиночным играм относят те игры, правила которых не допускают изменения содержания игры, они разработаны с учетом особенностей конкретного материала.
Универсальные игры же, наоборот, позволяют менять свое содержание. Они разрабатываются по широкому кругу вопросов школьной программы, могут использоваться в различных целях, на различных внеклассных мероприятиях, и поэтому являются очень ценными.
Знаниевидов и требований математической игры позволяет не только развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Повысить уровень математического мышления, углубить теоретические знания и развить практические навыки учащихся, проявивших математические способности; способствовать возникновению интереса у большинства учеников; организовать досуг учащихся в свободное от учебы время.
Только сбалансированное применение всех технологий позволит активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулирует умственную деятельность, побуждает  к исследовательской деятельности.
5. Новизна опыта.
·  в комбинации элементов известных методик,
· в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда.
6. Технология опыта.
                 Игра – творчество и труд одновременно. Игра и работа неразделимы: работа и учение не теряют элементов игры и могут приобретать характер игры. Игры открывают практически неограниченные возможности для проявления активности обучающихся, создают уникальные условия для личностного проявления. Игру можно использовать на различных этапах урока и во внеурочной деятельности обучающихся.
 Создаются благоприятные и эффективные условия для развития познавательной активности детей, повышения их интеллектуального и творческого потенциала, расширения математического кругозора, в приобретении учащимися знаний в процессе активной мыслительной деятельности в условиях проблемной ситуации.
Интерес – один из инструментов, побуждающих учащихся к более глубокому познанию предмета, развивающий их способности.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность, внимательность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали бы качества внимания.
Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.
Чтобы не быть голословной, я поделюсь некоторыми идеями и находками, которые я применяю на практике, используя свой педагогический опыт.
Большое внимание  уделяю началу урока: считаю, что интересное начало урока позволяет с первых минут создать необходимые условия для успешной работы учащихся. 
Перечислю  некоторые способы организации начала урока.
 Цель: создать с первых минут урока необходимые условия для  успешной  совместной деятельности учителя и учащихся по  достижению намеченной цели.
     а) устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их  жизненный   опыт, на их смекалку;
       б) решение игровых  и занимательных задач,
     в) даются задания и ответы к ним, среди которых есть как верные, так  и неверные. Предлагается проверить их.
      г) традиционным способом записано на доске решение задачи.  Предлагается найти более короткое решение.
    д) перед учащимися ставится математическая проблема, которая ещё   не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска её  решения.
     е) учащиеся считают устно и выдают ответы с помощью сигнальных  карточек или перфокарт.
          Результативность:
 Нетрадиционное начало урока позволяет учащимся с первых минут  урока включиться в работу по развитию мыслительной деятельности,  а это даёт успех всему уроку.
Устная работа – один из  важнейших этапов урока.
Во время устной работы выясняется, хорошо ли усвоен теоретический материал; соответствующий подбор вопросов позволяет подготовить к восприятию нового; это одна из удобных форм организации повторения.
Во время устной работы можно задействовать всех учащихся класса, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным; в зависимости от формы организации устной работы возможно проследить, как хорошо учащиеся владеют определёнными навыками, насколько грамотно они строят предложения. Регулярно использую устную работу в 5-7 классах на каждом уроке. Начинаю с более лёгких заданий, постепенно их усложняя. Это делается с одной стороны для того, чтобы учащиеся постепенно втянулись в быстрый ритм устной работы, а с другой – чтобы не подавить уверенность в своих силах у слабых учеников.
Виды устного счёта, например, « Математический футбол», « Молчанка», « Лесенка»,   « Цепочка»…
Выполнение этих заданий включает в работу и развивает все виды памяти – слуховую, зрительную, моторную, разговорную. 
Устный счёт в развитии логического мышления и математической речи преследует следующие цели и задачи:
·             воспитание культуры вычислительных навыков;
·             развитие познавательной активности, логически совершенной речи;
·    способности ясно, убедительно, чётко аргументировать свой ответ и рассуждения;
·             повторение ранее изученного;
·             подготовка к изучению новой темы.
Рассмотрим примеры использования игровых ситуаций
o   при отработке математических понятий.
Геометрия 7 класс. «Теорема о сумме углов треугольника»
Учащимся предлагается построить треугольник по трём сторонам:
1 ряд: АВ = 7, АС =  2, ВС = 3.
2 ряд: АВ = 4, ВС = 3, АС = 7.
3 ряд: АВ = 3, ВС = 2, АС = 8.
Выполняя задания, ребята убеждаются в невозможности такого построения. Как следствие этого, актуализируются знания об условии существования треугольника.
Дальше предлагается построить треугольник по заданным углам:
1 ряд:  А = 37,   В = 28,    С = 90.
2 ряд:  А = 72,   В = 50,    С = 110.
3 ряд:  А = 23,   В = 50,    С = 38.
В данном задании не выполняется условие о сумме внутренних углов треугольника. Создаётся проблемная ситуация. Учитель усиливает проблемность вопросами: зависит ли сумма внутренних  углов  треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы? Предлагается начертить два треугольника, измерить с помощью транспортира внутренние углы и найти их сумму. После размышлений учащиеся  выдвигают гипотезу: треугольник можно построить, если сумма внутренних углов его равна 180. Доказывается соответствующая теорема.
o   Игровые ситуации с использованием задач – рисунков.
При  закреплении изученного материала целесообразно  создавать игровые ситуации с помощью  задач – рисунков. На первом этапе закрепления материала подбираются простые рисунки, в которых отчётливо выступает закономерность, о которой идёт речь на данном уроке. Если же на закрепление отводится весь урок, то здесь нужно  соблюдать последовательность перехода от простого к сложному. При работе с рисунками учитель легко определяет степень усвоения  учащимися материала, выявляет пробелы в знаниях.
Так, например, при  закреплении темы «Сумма углов треугольника» каждому ряду предлагаются  соответственно задачи – рисунки. Задание  состоит в том, чтобы  найти величину угла. Набирает большее количество очков тот ряд, где наибольшее число учащихся правильно ответили на вопрос задачи. Рисунки поочерёдно предлагаются каждому ряду.  Ответы подаются к столу учителя капитанами с указаниями фамилии ученика .
o   Подведение учащихся к необходимости вывода общей формулы, создания математической модели реальных явлений и процессов на основе интуитивных рассуждений.
Тема: «Геометрическая прогрессия».
В виде игровой ситуации учащимся предлагается задача, которая содержит жизненные факты, но при решении, которой возникает необходимость в выводе новой формулы. Так, перед выводом формулы суммы членов геометрической прогрессии школьникам предлагается, например, такая жизненная ситуация.
Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: «Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 рублей. А ты мне в первый день за 100 000 рублей дашь 1 копейку, во второй день за 100 000 рублей – 2 копейки и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнём». Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца 3 000 000 рублей. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку.
Создаётся проблемная ситуация. Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец? Учащиеся составляют последовательность чисел: 1; 2; 4; 8; 16; 32; 64; 128; 256;…. Убеждаются, что эти числа составляют геометрическую прогрессию со знаменателем равным 2, первым членом равным 1 и количеством членов равным 30. Большинство школьников стремятся составить всю последовательность, чтобы потом найти её сумму. Но видят, что это громоздкая работа, которая требует времени. Напрашивается вопрос: «Возможно ли вывести формулу суммы     первых членов геометрической прогрессии в общем виде?»   Под руководством учителя учащиеся выводят формулу и убеждаются, что купец проиграл.
o   Игровые ситуации, основанные на имитации процессов реальной жизни.
Тема «Исследование свойств функции»
 Отправимся в путь на автомобиле по шоссе из города А в город В. Будем внимательно приглядываться к рельефу дороги. Ровный участок дороги естественно ассоциируется с термином «константа».  Дорога идёт под уклон – это монотонное убывание. Кончился спуск и водитель включает газ, отмечая тем самым точку минимума. Дорожный знак указывает подъём, а у математика наготове свой термин – монотонное возрастание. Перевалили через гребень холма – пройдена точка максимума. И снова началось монотонное убывание, т.е. спуск. На холмах дорога выпукла, а в ложбинах вогнута.  Не отмеченные дорожными знаками стыки таких участков дороги математик отметит про себя как точки перегиба. Математические понятия, о которых шла речь в этом описании, естественным образом делятся на две группы. Одни описывают поведение функции в окрестностях некоторых характерных точек (максимум, минимум, перегиб), другие – в некоторых промежутках (выпуклость, вогнутость, возрастание, убывание), чтобы в общих чертах воспроизвести профиль дороги, достаточно описать поведение функции сначала в окрестностях характерных точек, а затем в промежутках между этими точками. Игровая ситуация состоит в том, что «водитель» из каждой команды должен проехать «дорогу» и объяснить все её участки языком водителя и математика.
7. Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности).
В результате проводимых занятий в рамках опыта сформировалась положительная мотивация изучения предмета у большинства учащихся, серия проведённых занятий благоприятно сказалась на уровне развития познавательного интереса, смягчила трудности в привыкании к новым условиям обучения у школьников 5 класса (более 50% учащихся высказали повышенный интерес к математике, в результате анкетирования, более 80% испытывали психологический комфорт при изучении этого предмета).
Наблюдается рост мотивации к изучению математики почти во всех классах. Это объясняется тем, что в педагогической практике используются современные образовательные технологии, создаются условия для самореализации школьников.
Одной из задач опыта было выявление отношения детей к играм. В результате этого было проведено анкетирование учащихся. В анкетировании приняло участие 32 ученика из 5 – 9 классов по произвольному выбору. В таблице приведены ответы, которые выбрали ученики.
Какие уроки ты больше всего любишь?
Если ты был бы учителем, чего бы было больше у тебя на уроке?
Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?
Как ты относишься к игре на уроке?
Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?
Люблю
все уроки   -   12
Работы с учебником - 6
Очень часто - 12
Очень хочется участвовать - 32
Очень большая -12
С использованием  таблиц, схем, картин   -     8
Таблиц, схем, рисунков  -  2
Часто  - 16

Большая – 12
С использованием различных игр –10
Различных игр  -  18
Не очень часто -4

Не очень большая  - 4
Главное, чтобы на уроке было интересно  -  2
Самостоятельных работ  -  6


Небольшая - 4

Из всего этого можно сделать вывод: учащимся нравятся разнообразные уроки, дети положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 50 % использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считают, что игра на уроках приносит большую пользу, и они с удовольствием принимали бы в ней участие. Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, их умственной деятельности, развития творческих способностей. Использование дидактических игр даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика является скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.
8. Адресная направленность опыта: для учителей математики, особенно работающих в малокомплектных школах. Данный метод помогает преодолеть однообразие и монотонность процесса обучения, помогает наладить совершенно иные взаимоотношения с учащимися, дает учащимся возможность самовыражения и самореализации. Решается одна из основных психологических проблем обучения в классах с малой наполняемостью - сводится к минимуму гиперконтроль со стороны учителя.
9. При каких условиях, используя данный опыт можно получить устойчивые положительные результаты: при создании условий для активной и самостоятельной деятельности учащихся на основе формирования положительной мотивации учебно-познавательной деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий